информация
по основным направлениям правового информирования и просвещения населения в БУЗ ВО «Центр по профилактике инфекционных заболеваний»
5. График и место приема граждан по оказанию бесплатной юридической помощи адвокатами в 2024 году.
6. Порядок и случаи оказания бесплатной юридической помощи.
1. Информация об уполномоченном органе в сфере оказания гражданам бесплатной юридической помощи на территории Вологодской области.
Постановлением Правительства Вологодской области от 29 сентября 2010 г. № 1093 «Об утверждении Положения о департаменте по обеспечению деятельности мировых судей Вологодской области» определен уполномоченный орган в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью - департамент по обеспечению деятельности мировых судей Вологодской области
Юридический адрес: 160001, Вологодская область, г. Вологда, Проспект Победы, 33
Фактический адрес:160001, Вологодская область, г. Вологда, Проспект Победы, 33
Начальник департамента: Крутовский Николай Петрович
тел. (8172) 769752 Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Приемная: тел. (8172) 769752, факс (8172)720742 Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
2. Список адвокатов, оказывающих гражданам Российской Федерации бесплатную юридическую помощь на территории области.
3. Отчеты органов исполнительной государственной власти области (подведомственных учреждений) об оказании бесплатной юридической помощи.
Отчет за 1 полугодие 2023г.
Отчет за 2 полугодие 2023г.
4. Телефоны «горячих линий» органов исполнительной государственной власти области, по которым можно получить бесплатную юридическую помощь граждане, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.
По отдельному списку, представляемым департаментом по обеспечению деятельности мировых судей области:
В соответствии со статьей 3 Закона Вологодской области от 25 апреля 2012 № 2744-ОЗ «Об оказании бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации, материально-техническом и финансовом обеспечении оказания юридической помощи адвокатами в труднодоступных местностях на территории Вологодской области» органы исполнительной государственной власти области и подведомственные им учреждения, входящие в государственную систему оказания бесплатной юридической помощи, оказывают бесплатную юридическую помощь на территории Вологодской области в экстренных случаях гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации вследствие стихийного бедствия, пожара, террористического акта, в виде правового консультирования в устной и письменной форме по вопросам, относящимся к их компетенции.
Для оказания бесплатной юридической помощи лица, указанные в части первой настоящей статьи, представляют письменное заявление с указанием вида необходимой юридической помощи (за исключением случаев оказания юридической помощи в виде правового консультирования в устной форме), документы, подтверждающие их нахождение в трудной жизненной ситуации, паспорт или иной документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации.
Органы исполнительной государственной власти области и подведомственные им учреждения оказывают бесплатную юридическую помощь в срок не более трех рабочих дней со дня обращения гражданина.
Для оперативного получения бесплатной юридической помощи граждане, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, могут обратиться по телефонам «горячих линий» органов исполнительной государственной власти области:
1. Департамент государственной службы и кадровой политики области - 8 (817-2) 23-02-01 (доб. 2519, 2523, 2524)
2. Департамент стратегического планирования области - 8 (817-2) 23-01-68
3. Департамент строительства области - 8 (817-2) 23-00-58 (доб. 1282)
4. Департамент здравоохранения области - 8 (817-2) 53-00-44, 23-00-76 (доб. 6217)
5. Департамент образования области - 8 (817-2) 23-01-06
6. Департамент культуры и туризма области – 8 (817-2) 23-00-95 (доб. 1867)
7. Департамент труда и занятости населения области – 8 (817-2) 23-00-69 (доб. 0673)
8. Департамент социальной защиты населения области – 8 (817-2) 23-01-35
9. Департамент имущественных отношений области – 8 (817-2) 23-02-04
10. Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды области – 8 (817-2) 23-01-10 (доб. 0810)
11. Департамент лесного комплекса области – 8 (817-2) 72-03-03
12. Департамент по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира области – 8 (817-2) 23-01-93 (доб. 0404)
13. Департамент по обеспечению деятельности мировых судей области – 8 (817-2) 72-04-06
14. Департамент сельского хозяйства и продовольственных ресурсов области - 8 (817-2) 23-01-25
15. Департамент топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования области – 8 (817-2) 23-01-30 (доб. 1411, 1420)
16. Департамент дорожного хозяйства и транспорта области – 8 (817-2) 23-00-51
17. Департамент экономического развития области – 8 (817-2) 23-01-49 (доб. 0761)
18. Департамент физической культуры и спорта области – 8 (817-2) 23-01-70 доб. 2312
19. Управление государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники области – 8 (817-2) 23-01-84
20. Управление записи актов гражданского состояния области – 8 (817-2) 72-32-85
21. Управление ветеринарии с государственной ветеринарной инспекцией - 8 (817-2) 23-02-06
22. Комитет государственного заказа области – 8 (817-2) 23-01-60 (доб. 4336)
23. Комитет гражданской защиты и социальной безопасности области - 8 (817-2) 23-01-72
24. Комитет информационных технологий и телекоммуникаций области - 8 (817-2) 23-02-08
25. Комитет градостроительства и архитектуры области – 8 (817-2) 23-01-72 (доб. 1013)
26. Государственная жилищная инспекция области – 8 (817-2) 23-01-77
27. Комитет по охране объектов культурного наследия области – 8 (817-2) 23-00-97 (доб. 1866)
Кроме того, в Департаменте социальной защиты населения области и подведомственных ему государственных учреждениях функционирует «постоянно действующая телефонная линия по вопросам социальной защиты населения» и «детская горячая линия» по которым граждане могут получить бесплатную юридическую помощь, включая граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
5. График и место приема граждан по оказанию бесплатной юридической помощи адвокатами в 2024 году доступен по ссылке:
https://www.advokat35.ru/wp-content/uploads/2024/04/spisok-advokatov-po-byup-01-04-2024.pdf
6. Порядок и случаи оказания бесплатной юридической помощи.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» граждане имеют право на получение бесплатной юридической помощи в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3 Закона Вологодской области от 25 апреля 2012 № 2744-ОЗ «Об оказании бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации, материально-техническом и финансовом обеспечении оказания юридической помощи адвокатами в труднодоступных местностях на территории Вологодской области» органы исполнительной государственной власти области и подведомственные им учреждения, входящие в государственную систему оказания бесплатной юридической помощи, оказывают бесплатную юридическую помощь на территории Вологодской области в экстренных случаях гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации вследствие стихийного бедствия, пожара, террористического акта, в виде правового консультирования в устной и письменной форме по вопросам, относящимся к их компетенции.
Для оказания бесплатной юридической помощи лица, указанные в части первой настоящей статьи, представляют письменное заявление с указанием вида необходимой юридической помощи (за исключением случаев оказания юридической помощи в виде правового консультирования в устной форме), документы, подтверждающие их нахождение в трудной жизненной ситуации, паспорт или иной документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации.
Органы исполнительной государственной власти области и подведомственные им учреждения оказывают бесплатную юридическую помощь в срок не более трех рабочих дней со дня обращения гражданина.
7. Содержание, пределы осуществления, способы реализации и защиты гарантированных законодательством Российской Федерации прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов юридических лиц, содержание обязанностей граждан и юридических лиц и пределы исполнения таких обязанностей.
Статья 48 Конституции РФ гарантирует каждому право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.
Органами исполнительной государственной власти области и подведомственными им учреждениями, входящими в государственную систему бесплатной юридической помощи, оказывается бесплатная юридическая помощь в виде:
1) правового консультирования в устной и письменной форме по вопросам, относящимся к их компетенции, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для рассмотрения обращений граждан;
2) составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера гражданам, нуждающимся в социальной поддержке и социальной защите, в соответствии с перечнем категорий, установленных статьей 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации"), в случаях возмещения вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью; назначения, перерасчета и взыскания страховых пенсий по старости, пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца, пособий в связи с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для рассмотрения обращений граждан.
(в ред. закона Вологодской области от 04.11.2014 N 3470-ОЗ)
8. Компетенция и порядок деятельности органов исполнительной государственной власти области, подведомственных им учреждений, входящих в государственную систему бесплатной юридической помощи на территории области, органов местного самоуправления, полномочия их должностных лиц.
Учреждение оказывает гражданам бесплатную юридическую помощь в соответствии с приказом департамента здравоохранения области от 17.11.2014 № 449 «Об определении учреждений, подведомственных департаменту здравоохранения Вологодской области, входящих в государственную систему бесплатной юридической помощи на территории Вологодской области.
Согласно уставу Учреждения оказание гражданам бесплатной юридической помощи в соответствии с действующим законодательством по вопросам, входящим в компетенцию Учреждения, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для рассмотрения обращения граждан является одним из основных видом деятельности учреждения.
9. Основания, условия и порядок обжалования решений и действий государственных органов, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, подведомственных им учреждений и их должностных лиц.
Государственная защита прав и свобод человека и гражданина гарантирована Конституцией РФ.
Гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части (ст. 251 ГПК РФ).
Заявление подается в районный суд по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших нормативный правовой акт, либо по подсудности, установленной статьями 24, 26 и 27 ГПК РФ.
Заявление об оспаривании нормативного правового акта подается в письменной форме и должно содержать:
1) наименование суда, в который подается заявление;
2) наименование истца, его место жительства или, если истцом является организация, ее место нахождения, а также наименование представителя и его адрес, если заявление подается представителем;
3) наименование ответчика, его место жительства или, если ответчиком является организация, ее место нахождения;
4) в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца и его требования;
5) обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;
6) цена иска, если он подлежит оценке, а также расчет взыскиваемых или оспариваемых денежных сумм;
7) сведения о соблюдении досудебного порядка обращения к ответчику, если это установлено федеральным законом или предусмотрено договором сторон;
8) перечень прилагаемых к заявлению документов.
В заявлении могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты истца, его представителя, ответчика, иные сведения, имеющие значение для рассмотрения и разрешения дела, а также изложены ходатайства истца;
Исковое заявление подписывается истцом или его представителем при наличии у него полномочий на подписание заявления и предъявление его в суд (статья 131 ГПК РФ). Заявление об оспаривании нормативного правового акта должно содержать дополнительно данные о наименовании органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, о его наименовании и дате принятия; указание, какие права и свободы гражданина или неопределенного круга лиц нарушаются этим актом или его частью.
К заявлению об оспаривании нормативного правового акта приобщается копия оспариваемого нормативного правового акта или его части с указанием, каким средством массовой информации и когда опубликован этот акт.
Подача заявления об оспаривании нормативного правового акта в суд не приостанавливает действие оспариваемого нормативного правового акта.
Обжалование нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности Дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее – АПК РФ), с особенностями, установленными в главе 23 АПК РФ.
В соответствии со ст. 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности:
1) об оспаривании нормативных правовых актов в сфере налогообложения; валютного регулирования и валютного контроля; таможенного регулирования; экспортного контроля; патентных прав и прав на селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секрет производства (ноу-хау), средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, права использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии; антимонопольного регулирования; естественных монополий; регулирования банковской, страховой, аудиторской, оценочной деятельности; использования атомной энергии; государственного регулирования цен (тарифов), регулирования тарифов организаций коммунального комплекса; электроэнергетики; долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости; противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; рынка ценных бумаг; создания, деятельности коммерческих организаций и управления ими; создания, ликвидации (прекращения) инвестиционных фондов и управления ими; несостоятельности (банкротства); размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд; рекламы; лотерей; организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, в иных сферах;
2) об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц;
3) другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Согласно ст. 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в случаях, предусмотренных АПК РФ, с заявлениями о признании нормативных правовых актов недействующими, если полагают, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обращение заинтересованного лица в вышестоящий в порядке подчиненности орган или к должностному лицу не является обязательным условием для подачи заявления в арбитражный суд, если федеральным законом не установлено иное.
Ст. 193 АПК РФ содержит требования к заявлению о признании нормативного правового акта недействующим. Заявление о признании нормативного правового акта недействующим должно соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1, пунктами 1, 2 и 10 части 2,частью 3 статьи 125 АПК РФ.
В заявлении должны быть также указаны:
1) наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт;
2) название, номер, дата принятия, источник опубликования и иные данные об оспариваемом нормативном правовом акте;
3) права и законные интересы заявителя, которые, по его мнению, нарушаются этим оспариваемым актом или его отдельными положениями;
4) название нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому надлежит проверить оспариваемый акт или его отдельные положения;
5) требование заявителя о признании оспариваемого акта недействующим;
6) перечень прилагаемых документов.
К заявлению прилагаются документы, указанные в пунктах 1 – 5 статьи 126 АПК РФ, а также текст оспариваемого нормативного правового акта.
Подача заявления в арбитражный суд не приостанавливает действие оспариваемого нормативного правового акта.
Глава 24 АПК РФ содержит положения о рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.
Согласно ст. 197 АПК РФ дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, в том числе судебных приставов - исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в главе 24 АПК РФ.
Производство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с требованием о признании недействительными ненормативных правовых актов или о признании незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и лиц.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом. Заявление о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными должно содержать:
1) наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие);
2) название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения, время совершения действий;
3) права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием);
4) законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие);
5) требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В заявлении об оспаривании решений и действий (бездействия) должностного лица службы судебных приставов должны быть также указаны сведения об исполнительном документе, в связи с исполнением которого оспариваются решения и действия (бездействие) указанного должностного лица (статья 199 АПК РФ).
К заявлению прилагаются документы, указанные в статье 126 АПК РФ, а также текст оспариваемого акта, решения:
1) уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление другим лицам, участвующим в деле, копий искового заявления и приложенных к нему документов, которые у других лиц, участвующих в деле, отсутствуют;
2) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и в размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины;
3) документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования;
4) копии свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;
5) доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание искового заявления;
6) копии определения арбитражного суда об обеспечении имущественных интересов до предъявления иска;
7) документы, подтверждающие соблюдение истцом претензионного или иного досудебного порядка, если он предусмотрен федеральным законом или договором;
8) проект договора, если заявлено требование о понуждении заключить договор;
9) выписка из единого государственного реестра юридических лиц или единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей с указанием сведений о месте нахождения или месте жительства истца и ответчика и (или) приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя либо прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя или иной документ, подтверждающий указанные сведения или отсутствие таковых. Такие документы должны быть получены не ранее чем за тридцать дней до дня обращения истца в арбитражный суд.
К заявлению об оспаривании решений и действий (бездействия) должностного лица службы судебных приставов прилагаются, кроме того, уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление копии заявления и необходимых доказательств указанному должностному лицу и другой стороне исполнительного производства. По ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта, решения.
10. Порядок совершения гражданами юридически значимых действий и типичные юридические ошибки при совершении таких действий.
В БУЗ ВО «Центр по профилактике инфекционных заболеваний» граждане за получением бесплатной юридической помощи могут обратиться к следующим специалистам:
Ведущий юрисконсульт отдела кадровой политики и правового обеспечения Соколов Михаил Герасимович, тел. 33-03-48
В его отсутствие - начальник отдела кадровой политики и правового обеспечения Чунина Татьяна Евгеньевна, тел. 26-49-04 (доб. 510)
Типичные юридические ошибки при совершении юридически значимых действий:
- вопросы, изложенные в обращении, не входят в компетенцию учреждения;
- обращение гражданина повторно с вопросом, по которому ему была оказана бесплатная юридическая помощь.
- Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 31 мая 2002 года № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
- Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
- Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»;
- Закон Российской Федерации от 2 июля 1992 года № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»;
-закон Вологодской области «Об оказании бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации, материально-техническом и финансовом обеспечении оказания юридической помощи адвокатами в труднодоступных местностях на территории Вологодской области»;
-закон Вологодской области от 1 марта 2012 года № 2712-ОЗ «О разграничении полномочий в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью между органами государственной власти области»;
- постановление Правительства Вологодской области от 24 сентября 2014 года № 844 «Об определении органов исполнительной государственной власти области, подведомственных им учреждений, входящих в государственную систему бесплатной юридической помощи на территории Вологодской области»;
- постановление Правительства Вологодской области от 16 мая 2012 года № 448 «Об утверждении Порядка взаимодействия участников государственной системы бесплатной юридической помощи на территории Вологодской области»;
- постановление Правительства Вологодской области от 17 декабря 2012 года № 1504 «О Порядке обращения граждан за расчетом среднедушевого дохода семьи (одиноко проживающего гражданина) для признания их малоимущими в целях оказания им бесплатной юридической помощи».